Кто-то зимой скучает по летним дням и сидит дома, укутавшись в одеяло (wrapped in a blanket), а кто-то, как Лев Толстой, выезжает на природу, чтобы покататься на коньках. В этой статье вы узнаете, как семья известного писателя отмечала новогодние праздники.
Семья Льва Толстого праздновала Новый год и Рождество с особым трепетом (awe) и любовью. Подготовка к (preparation to) зимним праздникам начиналась ещё летом, так как нужно было успеть создать ёлочные игрушки и декорации (Christmas tree toys and decorations), сшить (to sew) нарядные платья для куколок.
Рождественские дни проходили в семейной усадьбе (family estate) Толстых в Ясной Поляне, куда приезжали их родственники и друзья. Главным украшением праздников была большая ёлка, декорированная горящими восковыми свечами (wax candles) и игрушками. На праздничном обеде гостей угощали (to treat) жаренной индейкой (turkey), а на десерт подавали плум-пудинг — любимое лакомство (favourite treat) всех детей. Среди гостей были и крестьянские дети, которым дарили сладкие подарки и те самые куколки, изготовленные семьёй писателя.
Во время зимних празднований любимым увлечением (pastime) и взрослых и детей в семье Толстого было катание на коньках. Все дружно собирались на Большом и Нижнем прудах усадьбы и устраивали ледовое шоу. Ловкости (agility) и фокусам (tricks) фигуристов дивились все деревенские дети. Об этом свидетельствуют воспоминания (memories) Ильи Толстого, сына писателя:
Как только замерзал пруд, мы надевали коньки и всё свободное от уроков время проводили на льду. <…> Надеваем коньки, и начинается беготня. Дорожки на пруду расчищены большим кругом, но мы сами поделали лабиринты, переулочки и тупички и по ним вертимся. Приходят папа и мама и тоже надевают коньки. Ноги зябнут, пальцы онемели, но я молчу, потому что боюсь, что пошлют домой греться. Увлекаются все. <…> Дома оказывается, что, несмотря на наушники, побелело ухо. Папа берет снег и безжалостно его трёт. Ох, как больно! Но надо терпеть, реветь нельзя, а то завтра оставят меня дома.
Лев Толстой катался на коньках регулярно, даже когда ему исполнилось 70 лет. Софья Толстая вспоминает в 1898 году:
Вчера ходила пешком на Кузнецкий Мост, вернувшись, вижу, что Л. Н. катается в саду на коньках. Я поскорей надела коньки и пошла с ним кататься. Но после Патриарших прудов в нашем саду все-таки тесно и невесело кататься. Л. Н. катается очень уверенно и хорошо; он стал опять бодрей и веселей дня три.
Даже в романе «Анна Каренина» главные герои увлекаются (to be interested in) катанием на коньках. Такое красочное описание встречи Кити и Левина на катке позволяет живо представить (to imagine) себе то, как семья Льва Толстого могла проводить время на льду.
На льду собирались в этот день недели и в эту пору дня люди одного кружка, все знакомые между собою. Были тут и мастера кататься, щеголявшие искусством, и учившиеся за креслами, с робкими неловкими движениями, и мальчики, и старые люди, катавшиеся для гигиенических целей; все казались Левину избранными счастливцами, потому что они были тут, вблизи от неё. Все катавшиеся, казалось, совершенно равнодушно обгоняли, догоняли её, даже говорили с ней и совершенно независимо от неё веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой.
А вы когда-нибудь катались на коньках? Вам понравилось?
Want more blog posts like this? Please be kind by clicking on the heart and sharing below.
Comments